ТроицаДень Святой Троицы или Пятидесятница является одним из главных православных праздников и считается днём рождения Христианской Церкви. Что же произошло в этот день и почему он так важен? — давайте разберёмся.

Когда празднуется день Святой Троицы

День Святой Троицы является переходящим праздником и отмечается на 50-й день после Пасхи. В православии день Святой Троицы относится к числу двунадесятых праздников и прославляет Пресвятую Троицу.

Треба Онлайн

История дня Святой Троицы

ТроицаОписаны события этого дня в Деяниях Апостолов. Десять дней прошло спустя Вознесения Господня с горы Елеонской и наступил праздник Пятидесятницы.

Примечание: празднование еврейской Пятидесятницы относится к ветхозаветным событиям — годовщине заключения Завета между Богом и Моисеем, вместе со всем народом Израиля, состоявшегося через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта (еврейской Пасхи).

Ученики и Богоматерь во время празднования вместе пребывали в Иерусалиме. «Вдруг», — пишет евангелист Лука — «раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках»
(Деян.2:1-4).

ТроицаНа празднование Пятидесятницы в Иерусалим приехало множество паломников со всех концов Римской империи. Многие люди, услышав тот шум, который был подобен буре, и пришли к дому апостолов. Каково же было изумление скопившегося народа увидеть простых простых галилеян, вдохновенно проповедовавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке и наречии!

С этого дня берёт своё начало миссионерская деятельность апостолов и установление Церкви Христовой. Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).

В день Святой Троицы произошло прозрение учеников Христа и появление Апостолов (посланников), когда Дух Святой снизошёл на них.
С тех пор мир будет суров к ним: сажать в тюрьмы, жестоко казнить, но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Апостолами в день Пятидесятницы. Пройдет ещё три столетия с того дня и гордые римские императоры сами примут христианскую веру.

Храмы в честь Святой Троицы

В честь Святой Троицы в России было поставлено множество храмов и монастырей.

На сайте Треба Онлайн вы можете подать записки в храм Святой Троицы в Красном Яре.

В храме принимаются записки на сорокоуст, молебен об успехе в делах, моление перед иконой Неупиваемая Чаша и многие другие требы.

Храм Святого Духа УтешителяТакже Вы можете подать записки в храме Святого Духа Утешителя в городе Жирновске. В день Святой Троицы верующие вспоминают, как после своего Вознесения, Господь прислал всем верующим Святого Духа – Утешителя.

В храме Святого Духа Вы можете заказать требы о здравии, о благополучной беременности и родах, а также многие другие церковные требы.

Троица

Обычаи на Троицу

На праздник Святой Троицы в народе сформировалось множество примет и суеверий. Многие из суеверий происходят от языческих преданий и не имеют к христианской традиции никакого отношения. Часть из этих обычаев и предостережений мы сейчас и прокомментируем.

На Троицу нельзя работать

Работать на троицу можно.

В современном мире мы вынуждены работать независимо от того, является ли день праздничным или нет. Однако, выкроить время для молитвы можно и кратко, на рабочем месте. Ничего вам не помешает пойти в храм в другой день. Следующий за Троицей понедельник, Духов день, считается продолжением праздника Пятидесятницы.

На Троицу ходят на кладбища

Кладбища в этот день посещать без особой нужды не следует. На Троицу стоит пойти в храм на праздничную службу, помолиться и причаститься по возможности.

В день Святой Троицы поминать усопших не благословляется, так как это праздник радостный. Для поминовения и посещения кладбища предназначен день накануне Троицы – Троицкая родительская суббота.

На Троицу нельзя купаться

Купаться на Троицу можно.

В народе бытует запрет купания на троицу, объясняя это тем, что в эти дни «гуляют русалки», заманивающие на дно купающихся. А некоторые люди предупреждают против купания на Троицу даже в ванной. Это суеверие не имеет ничего общего с христианским образом жизни. Не нужно заменять поход в церковь и молитву на пляжный отдых. Вы смело можете отдохнуть на любом водоёме после службы, тем более что Троица празднуется в конце весны-начале лета, и погода в эти дни часто бывает жаркая.

Молитвы на Троицу

Тропарь на День Святой Троицы
глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак на День Святой Троицы
глас 8

Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки разделя́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Канон на день Святой Троицы

глас 1
Песнь 1
Ирмос: Твоя, Бессмертный, победоносная десница / божественно силою прославилась: / ибо она, как всемогущая, противников сломила, / а израильтянам проложила / новый путь по глубине.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Серафимы, не умолкая, славят / Единое Триипостасное Начало / – безначальное, вечное, сотворившее все, непостижимое: / Его и всякий язык с верою / песнопениями прославляет.

Чтобы людям явить Свое единое, / Тройственным Светом сияющее Божество, / Ты, создав в начале человека, / по образу Своему устроил его, / ум, и слово, и дух даровав ему как Человеколюбец.

Слава: Проявляя свыше единую / в Трех Богоначальных Лицах власть, / Ты, Отче, изрек равнодействующему Сыну Своему и Духу: / «Давайте, сойдя, смешаем их языки».

И ныне: Отец не рожденный / образно мудрыми как Ум предвозвещался, / Сын же, с Ним единый естеством, – как Слово собезначальное, / и как Дух Святой – совершивший воплощение / Слова во утробе Девы.

Песнь 3
Ирмос: Единый, Знающий немощь естества смертных, / и из сострадания принявший его образ! / Препояшь меня свыше силою, чтобы взывать Тебе: / «Свят одушевленный храм / пречистой славы Твоей, Человеколюбец!»

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Когда Ты в древности Аврааму / явно явился в трех Ипостасях / и единым по естеству Божества, / богословие чистейшее образно показал; / и мы с верою воспеваем Тебя, / единоначального Бога и трисолнечного.

Из Тебя Родившийся образом, достойным Бога, / не по законам тленным, Отче, воссиял / как Свет от Света – Сын неизменяемый, / и Дух Божественный как Свет исшел, / и мы сиянию единого Божества трех Ипостасей / поклоняемся с верою и славим.

Слава: Единица-Троица сверхъестественно / неизреченно, выше постижения, / разумными Существами славится, / в трисвятых восклицаниях не смолкая возглашающими хвалу; / с ними согласно соспевается и нами / Триипостасный Господь.

И ныне: Из Тебя без семени произошел / во времени Сверхвременный, / – уподобившийся нам Невидимый, / и единству Естества и господства научил / Отца, и Сына, и Духа, Богородица; / потому мы Тебя славим.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 1.
Подобен «Гроб Твой, Спасе:»

Отцу и Сыну поклонимся все, / и Духу правому и равному Им честью; / слава Троице несотворенной, и сверхбожественной Силе, / Которую славят Бесплотных полки; / Ее в сей день и мы, на земле рожденные / со страхом восхвалим.

Слава, и ныне, Богородичен: Направь на путь покаяния / нас, всегда уклоняющихся к бездорожьям зол / и прогневляющих преблагого Господа, / не познавшая брака, благословенная Мария, / прибежище отчаявшихся людей, / Божия обитель.

Песнь 4
Ирмос: Тебя, как гору, благодатию Божественною осененную, / Аввакум, усмотрев прозорливыми очами, / предрекал, что из Тебя произойдет Святой Израиля / для спасения нашего и обновления.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Осияй меня, Боговластие Трисолнечное, / сияниями Твоих Боготворящих озарений, / чтобы очам сердца являлась красота / превышающего ум Богоначального Твоего блеска, / и светотворного и сладкого к Тебе приобщения.

Сперва небеса утвердил Ты, Господи, / и все Воинство их Словом Твоим всетворческим, / и Духом уст Своих, с Тобой по естеству соединенным: / с Ними Ты владычествуешь над всем / в трисветлом единовластии Божества.

Слава: Так как создала Ты меня по образу Своему и по подобию, / Богоначальная (и) всетворческая Троица, / неслиянное Единство, / вразуми, просвети к исполнению воли Твоей святой, / благой в крепости и совершенной.

И ныне: Родила Ты, Пречистая, Одного из Троицы / – Богоначальнейшего Сына, / воплотившегося нас ради от Тебя, / озаряющего рожденных на земле / Трисолнечного Божества немеркнущим светом и сияниями.

Песнь 5
Ирмос: Осветивший блеском пришествия Твоего Христе, / и очистивший Крестом Твоим мира концы! / Светом Твоего Богопознания просвети сердца / православно воспевающих Тебя.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Первым Ангелов строй / неприступными красоты Твоей лучами / без посредства озаряя, Троица единовластнейшая, / Твоими сияниями просвети / православно Тебя воспевающих.

Ныне единая природа, / которой Ты бытие дала по благости, / воспевает Тебя, Боговластие трисолнечное, / испрашивая избавление от согрешений, / и от искушений, и бед и скорбей.

Слава: Отца, и Сына, и Духа Святого, / единое естество и Божество / мы с верою славим: / разделяемое, но нераздельное / – единого Бога и невидимого, и видимого творения.

И ныне: Все речения пророков заранее описали, / рождение от Тебя, Пречистая, Христа, / неизреченное и необъяснимое, / которое мы познали, / вводящее в таинство единственного и трисолнечного Божества.

Песнь 6
Ирмос: Объяла нас глубочайшая бездна, нет избавляющего: / сочли нас за овец закалаемых. / Спаси народ Твой, Боже наш; / ибо Ты – сила немощных и исправление.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Как имеющая равнозначущую силу, / Троица сверх-существенная, / в тождестве воли Ты являешься / Единицей простой и нераздельной; / итак, силою Твоею / Ты нас сохрани. (2)

Слава: Ты все века волею Твою, / как благая, устроила из небытия, / непостижимая Троица, / затем и человека создала; / но и ныне избавь меня от всякого несчастья.

И ныне: Солнца незаходящего домом стала Ты, / сотворившего и поставившего в своем порядке / светила великие всесильно, / пречистая Дева, Божия Невеста; / но и ныне избавь меня от страстей омрачения.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Седален, глас 1.
Подобен: «Гроб Твой, Спасе:»

Троице почитаемой и нераздельному Естеству, / в трех Лицах рассекаемой без рассечения / и пребывающей нераздельной по природе Божества, / поклонимся, на земле рожденные со страхом, / и прославим, как Творца и Владыку, Бога преблагого.

Слава, и ныне, Богородичен: Направь, Чистая, несчастную мою душу, / и сжалься, ради множества согрешений, / над нею, соскользнувшей в глубину погибели, Всенепорочная; / и в страшный смертный час Ты меня спаси / от обвиняющих демонов и всякого наказания.

Песнь 7
Ирмос: Тебя, Богородица, духовной печью / признаем мы, верные; / ибо как трех отроков спас Превозносимый, / так всего меня, человека, в Твоем чреве обновил / восхваляемый Бог отцов и препрославленный.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Слово Божие, единое по естеству сияние / Вседержителя Бога! / Как обещал Ты, то что от Тебя – богодейственное вселение сотвори, / как милосердный, со Отцом Твоим и Духом, / и яви меня страшным для бесов и страстей. (2)

Слава: Чтобы показать нам Твоего, Владыка, милосердия пучину, / Сына Твоего послав к нам, уничиженным, / Ты снова возобновил в нас первоначальный блеск; / но и ныне вразуми меня / Божественным Духом.

И ныне: Носимый на престоле Херувимском и всех Царь, / во чрево Твое девственное вселился, Пречистая, / всех избавляя от погибели, как Человеколюбец; / но и ныне меня Твоими ходатайствами сохрани.

Песнь 8
Ирмос: Чуда сверхъестественного образ / показала в древности огненная печь, полная росы: ибо огонь не опалил юных отроков, / являя божественное без семени от Девы рождество. / Потому в песнях воспоем: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»*

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Мановением богодейственным, Господи всех, / Триипостасный и Вседержитель, / небеса простер Ты, как покров из кожи; / затем и земли повесил глубину / всемогущею Твоею дланью. / Потому и рабов Твоих укрепи / любовью и верою в Тебя, Человеколюбец, / чтобы мы, вожделея Тебя, славили вовеки. (2)

Слава: Просвети Богоначальным светом / воспевающих Тебя, / Свет, трисолнечный Лицами, / но единственный в то же время Естеством, / и сподоби всегда взирать к Твоим светоподательным лучам, / через которые я насыщусь славою Твоею сладкой, / и светотворной, и всеблаженной, / и превозносить Тебя буду с верою вовеки.

И ныне: Вознес на небеса человеческое естество, / Сын Твой, Пречистая Богородица, / приняв его без изменения, / и по преизбытку благости / от древнего тления избавив. / Ему мы благодарственно поем: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Песнь 9
Ирмос: Образ чистого рождения Тобою Христа / представил терновый куст, горевший не сгорая; / и ныне Тебя молим угасить / свирепствующую против нас искушений печь, / чтобы мы Тебя, Богородица / непрестанно величали.

Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

Спаси, Спаситель всего творения, / постигаемого как чувством, так и умом, / Пресвятая Троица единосущная, / рабов Твоих от вражьего коварства и вреда / и всегда сохраняй стадо Твое от козней. (2)

Слава: Чтобы показать беспредельную глубину / по естеству присущей Тебе благости, / дал Ты нам обетования, Трисолнечный / и единоначальный всесильный Боже, / спасительные для Твоих рабов; / их благоволи и исполнить.

И ныне: Ответь на наши моления, / единый истинный Бог, / верою постигаемый, как Один в Трех Богоначальных Ипостасях, / и подай утешение Твоим рабам / по ходатайствам Пречистой и Всехвальной Богоматери.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here